Ошибки при обследовании сборных железобетонных конструкций

  • Ошибки при обследовании сборных железобетонных конструкций
  • Ошибки при обследовании сборных железобетонных конструкций
  • Ошибки при обследовании сборных железобетонных конструкций

Ошибки при обследовании сборных 
железобетонных конструкций

Качественное обследование сборных железобетонных конструкций заключается в определении таких параметров как размеры их сечений, положение в пространстве, вид арматуры и ее количество, прочность бетона, наличие трещин и их характер, а также состояние узлов сопряжения конструкции с прочими элементами.

Нередко оценка отклонения составляющих конструкции от нормы производится некорректно, что приводит к излишне рекомендованным мероприятиям по усилению данных элементов. Поэтому при выявлении несущей способности конструкции важно учитывать пространственную составляющую характера работы сооружений. Так, например, горизонтальное усилие в колонне, значительно отклонившейся от вертикальной оси, передастся на каждую из колонн температурно-усадочного блока, а усилие в данной колонне резко снизится. Смещение же рамы ригеля из плоскости уменьшит усилия в колонне за счет пространственного характера работы сооружения.

Для определения прочности бетона

используют неразрушающие механические и физические методы. Что касается сбора информации об арматуре конструкции, то по причине невозможности полного обнажения последней, данные получают частично.

Оценка несущей способности железобетонной конструкции, в основном, производится за счет обследования ее внешнего вида, учитывая время постройки здания. При этом достаточно сложно выявить состояние омоноличивания узлов, поэтому возможные дефекты устанавливаются на основе имеющейся информации о частых дефектах подобных зданий.

Данные о состоянии железобетонных элементов

можно получить при техническом обследовании трещин в них, выяснив причину их образования и определив их влияние на эксплуатационные качества сооружения. Образование трещин может быть вызвано перегрузкой конструкции, неравномерной осадкой фундаментов и усадкой бетона, воздействием температур или нарушением технологии в процессе изготовления и распалубки.

Зачастую ошибки при обследовании сборных железобетонных конструкций приводят к необоснованному присвоению конструкциям в отчетах статуса аварийных.

В соответствии с нормами проектирования конструкций из железобетона предельное состояние прочности в сечении сжатых, изгибаемых и сжатоизогнутых элементах наступает в случае достижения предельных значений деформации в максимально сжатых волокнах, что приводит к разрушению сечения, и, как следствие, всего элемента. Внешним проявлением предельной деформации бетона является образование трещин вдоль усилия сжатия и отслоение лещадок.

Предельное состояние в растянутых сечениях наступает при достижении в арматуре напряжения предельных расчетных сопротивлений. В изгибаемых, внецентрально сжатых или растянутых статически определимых элементах при максимальных эксцентриситетах напряжение в растянутой арматуре, достигшее значений расчетных сопротивлений, приведет к разрушению сечения даже при минимальном увеличении нагрузки, а в статически неопределимых элементах – к образованию пластического шарнира и перераспределению усилий между пролетными и опорными сечениями элемента, что исключит его разрушение.

Вывод о деформациях в растянутой арматуре можно сделать по размерам и частоте трещин. Важно знать, что небольшое расстояние между трещинами приводит к меньшему их раскрытию при предельном напряжении внутри арматуры, в отличие от допустимых норм.

Напряжение изгибаемых железобетонных составляющих определяется по прогибам. Предельно допустимые значения прочности прогибов зависят от значения отношения высоты сечения к пролету элемента.

Ошибки при обследовании сборных железобетонных конструкций являются следствием отсутствия внимания на коррозию арматуры. Так, односторонняя коррозия растянутой арматуры вызывает разрушение элемента, поэтому такой элемент считается аварийным.

Трещины, являющиеся следствием неравномерной осадкой фундаментов сосредоточены в узлах сопряжения и схожи с трещинами от перегрузки. Температурные трещины сквозные, появляются в протяженных элементах и их узлах. Усадочные трещины – поверхностные. Трещины от нарушенной технологии сквозные, располагаются в сжатой зоне элемента. Неправильно изготовленная форма опалубки приводит к трещинам в нишах и углах сквозных отверстий.

Для правильной оценки трещин важно знать как работает элемент в конструкции, условия его изготовления, перевозки и установки, и далее назначать необходимые действия по усилению.